Полагают, что Имя Учителя надо поминать на высотах подъема. Но это особенно нужно в минуты падения, ибо ничто не может и не должно полагать преграды между Учителем и учеником. Лучше утверждать Близость Учителя во тьме, чем забыть о Нем на вершинах. Если Учитель неотделим в сознании, то неотделим Он и во всех точках спирали или во всех точках волнообразного движения сознания: и на гребне волны, и во впадине между. Одно недопустимо: это быть полностью захлестнутым волной самости до полного забвения или отстранения Учителя. Так будем неотделимы и в радости и в горе, наверху и в низинах, на заре утра и во мраке ночи, избытке и недостатке, на людях и в одиночестве, во взлетах и на Земле. Только при этом условии все послужит ко благу. Только при этом условии все Обращу на пользу.
Забыть об Учителе или отстранить Его в сознании только потому, что допущен тот или иной нежелательный поступок или попустительство, будет знаком полного невежества и непонимания основ. Может ли ученик сразу стать совершенным и не допускать ошибок? Не бывало такого случая. Но в борьбе непрестанной и устремлении сами собой изживаются и отпадают ненужные плотные частицы. Не явление важно, но степень его власти над сознанием. Дозволено все сознанию, освобожденному от власти свершаемых дел. Так свершаются дела в свободе и в рабстве. И свершивший проступок в свободе клейма раба не несет. Так делятся люди на рабов и господ.
Рабство и господство – над самим собой, или у самого себя. Один всю жизнь свою проводит в состоянии безысходного рабства, другой борется всю жизнь и утверждает свободу и господство над самим собой. Тонка граница между рабством и свободой у своих собственных поступков. Не свободны ни пьяница, ни наркоман, ни обжора, ни все те, кто во власти астрала. Но вложивший руку свою в Руку Учителя и с Ним жизнь проходящий свободу свою утверждает и к свободе идет. Так ничто не может оправдать отделение мышления ученика от Учителя даже временное, даже ошибками вызываемое. Ибо ошибки ничто, когда крепнет зерно духа. Оболочки могут ещё доживать свою исчерпанную лунную жизнь, но зерно уже крепнет, набирает мощь и силы, чтобы окончательно и бесповоротно сбросить власть трех. Цель всего происходящего с человеком – собрать от всего происходящего с ним энергии, идущие на укрепление зерна и его рост. Забота – о зерне, ибо в нем – жизнь. Поэтому из каждого жизненного опыта, каков бы он ни был, будем учиться почерпать энергии, нужные для продвижения.
Если жизнь – школа, то все, что в ней, служит для поучения и извлечения уроков нужных. И если Учитель в сознании всегда – обильна и плодоносна жатва. Пора уже обратить внимание на то, что учение, или обучение ученика идёт постоянно и беспрерывно и на всем. Нет бесцельных и ненужных явлений. Именно на самой жизни и на всем происходящем с ним закаляется сознание в распознавании даваемых испытаний и извлечении из каждого элементов, нужных для наполнения Чаши бессмертия. Жизненно и конкретно понимается утверждение, что жизнь – это школа. На примерах, жизнью даваемых, Поясняю их смысл и значение, расширяя опыт. Только при таком понимании жизни можно примириться с её трудностями и испытаниями, и кажущимися противоречиями, и неизбежностью и необходимостью именно тех самых опытов и испытаний, которые она так обильно и, казалось бы, безжалостно преподносит сознанию.
При этом очень важно понять цель или смысл данного явления, через которое приходится проходить. Непонятое, оно остается втуне, и через него приходится проходить снова и снова. К чему излишняя трата энергии, когда настороженная зоркость и распознавание всегда помогут понять цель преодолеваемых условий. Не надо также забывать, что Учитель всегда на страже, готовый именно на жизни пояснить смысл происходящего с учеником. Нужно пройти через все, жизнью даваемое, так же, как и через самую жизнь. Построить жизнь на ключе ученичества – значит учиться всегда, на всех и на всем. Конечно, такое состояние сознания требует особой внимательности к происходящему как внутри, так и вовне. И можно ли огорчаться, если жизнь преподносит особенно ценные уроки? Горьки их корни порой, но зато плод сладок. Пока на Земле, утвердим себя в состоянии обучения непрерывного, памятуя, что Чаша Амриты наполняется на Земле.
Грани Агни Йоги, 1953 г. § 502.